Китайские туристы — хорошо, но не очень

Туризм — это хорошо. Разные люди из разных стран ездят по миру, впитывают чужую культуру, знакомятся с достопримечательностями. Но буду сейчас неполиткорректен. Толпы китайских туристов, встречающихся в разных городах Старого Света, начинают потихоньку раздражать.

Кто-то меня не поймёт, и я к этому готов, но толерантное отношение к представителям иных социумов и рас — это нормально, а расизмом я никогда не болел, тут другое.

Когда-то, в самом начале охлаждения отношений между Россией и Западом я разговорился с барменом в одном из популярных заведений Риги. На дворе была зима 2015 года и речь зашла о туризме. Зная, что туристы из России составляют довольно приличный процент от посещающих столицу Латвии иностранцев, я спросил — что вы будете делать, если россиянам откажут во въезде? На тот момент такой сценарий был, кстати, вполне возможен, а туристы из России во-первых, не скупились на оплату поесть-попить, на сувениры, экскурсии, в общем, всё то, что составляет доход города, живущего за счёт туризма. Во-вторых, и это немаловажно, россияне всегда вели себя прилично в отличие от немцев, англичан, скандинавов, которые приезжали в страны Балтии просто побухать. Мой собеседник ответил — не беда, россиян заменят китайцы!

Прошло несколько лет, и жизнь расставила всё на свои места. Китайские туристы действительно заполонили города и страны, традиционно живущие за счёт туристов. Я встречал их в Москве и Санкт-Петербурге, в Риге и Таллине, в Барселоне и Милане, в Венеции и Флоренции. Не так давно я был в Троице-Сергиевой Лавре, что в Сергиевом Посаде. Там тоже бродили толпы туристов из Китая. Что в этом такого? Могут себе позволить и ездят, а мир у нас, слава Богу, открыт.

Всё так. Но…

Фотограф фотографирует дуб. Турист фотографирует и дуб, и себя на фоне дуба. А китайский турист делает селфи. Везде. На фоне гробницы Годуновых, на фоне мощей Сергия Радонежского, на фоне могил Домского собора, на фоне поминального подсвечника в православном храме Юрьева монастыря, на фоне фресок Феофана Грека… В массе своей китайцев не интересует объект европейской культуры, из этого правила есть исключения, но увы, они единичны. Китайские туристы делают селфи на фоне всего, и сам объект их не интересует. Эту догадку подтвердили мне экскурсоводы Троице-Сергиевой Лавры:

– Китайским туристам, как правило, нет дела до того, что мы рассказываем. Они галдят (даже таблички мы вынуждены были установить с иероглифами, призывающие говорить тише, но помогают они мало), они фотографируются на фоне икон, на фоне святынь, тут же едят и пьют то, что у них с собой, а главное — они относятся без какого-либо уважения ко всему, что нам дорого. Но мы привыкли…

Возможно, нам следует терпеть китайцев, потому что они тратят большие деньги? Тоже нет. Китайский турист вполне обеспечен, но он не потратит лишнего юаня. Еда у них всегда с собой, как и холодный зелёный чай в прозрачных термосах. Китайские туристы, как правило, не покупают сувениров и едят только те обеды, которые они оплатили в рамках тура. С точки зрения туристического и околотуристического бизнеса нет менее выгодных клиентов, чем китайские туристы.

Кроме того, китайские туристы могут закурить там, где курить запрещено и охотно плюют на пол везде, где находятся. В Китае на каждом углу стоят плевательницы, потому что постоянно сплёвывать — в обычае китайцев, но чистоплотная Европа этого пока понять не может.

Я видел туристов из Италии, Испании, Швеции, Дании, Англии… Европейский турист из страны христианской культуры разительно отличается от китайского туриста. Даже не поведением. Даже не тем, что турист из Европы считает аборигенов (нас, местных жителей) людьми, а китайский турист смотрит, как на пустое место. Турист из Европы и Америки приезжает в достопримечательные места, чтобы посмотреть на шедевры культуры. Мне кажется, и дай Бог, чтобы я ошибался, но китайские туристы смотрят на шедевры европейской культуры, как на пустое место, для них это лишь фон. Чтобы сделать селфи. И в этот момент видна огромная цивилизационная пропасть между европейской и восточной культурой. Я знаю, есть мнение, что китайцы приезжают в Европу, чтобы впитывать христианскую цивилизацию, к которой у них большой интерес. Я с глубоким уважением отношусь к тем, кто это мнение высказывает, но считаю его ошибочным. Потому что китайским туристам, я в этом уверен, нет дела до европейских ценностей, а зачем они едут в Европу, я не могу понять. И хорошо, если я ошибаюсь.

К чему я это всё написал? Разумеется, я не призываю к ограничению туризма из Китая, равно, как из любой другой страны. Наш мир открыт, и это хорошо. Но… Через пару лет я снова встретился с тем барменом в Риге, который заявлял, что туристов из России с лёгкостью заменят китайцы. Так вот, он сказал мне, что ошибался, и лучше российского туриста, любопытного, щедрого и вежливого, наверное, нет.

Антоний Киш для проекта «Путешествия Кота Потапа»
Фото автора из Троице-Сергиевой Лавры